Banner already shown!
Официальный дилер
vk
Петровский ВКонтакте:
@petrovskiyauto
Отсканируйте QR-код
Напишите в WhatsApp:
+7 (984) 700-00-00
Отсканируйте QR-код
Напишите на
@Petrovskiy_automarket_bot
Отсканируйте QR-код
Напишите в Viber:
+7 (984) 700-00-00
  • На чтение 6минут
  • Просмотров 687
  • Опубликовано 14.05.2022
Содержание статьи

В законодательство РФ, касающееся технического осмотра и государственной регистрации транспортных средств, в декабре 2021 года были внесены поправки, которые освобождают владельцев легковых автомобилей и мототранспорта от обязательного прохождения техосмотра, если указанные транспортные средства используются в личных целях.

Документ об отмене ТО автомобиля вступил в силу сразу же после его подписания Президентом РФ В.В. Путиным (30 декабря 2021 года), но эта новость до сих вызывает множество вопросов у автовладельцев. Давайте разбираться в нюансах принятого законопроекта.

Техосмотр 2022 года: до и после

До вступления в силу поправок в закон, техосмотр автотранспорта был обязательным условием: без него невозможно было получить полис ОСАГО.

  • Легковые авто и мотоциклы старше 4 лет проходили ТО раз в два года, старше 10 лет – раз в год.
  • Грузовой транспорт с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн, автомобили спецслужб с установленными проблесковыми маячками, грузовые автомобили с оборудованными местами для пассажиров (более 8 человек) проходили техосмотр раз в год, в независимости от возраста.
  • Автобусы, такси, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, обязаны были проходить ТО раз в полгода.

В марте 2021 года правила прохождения ТО изменились: порядок проведения процедуры технического осмотра автотранспорта стал жестче. Если до этого момента получение диагностической карты было простой формальностью (ее можно было просто купить), то с момента изменения правил прохождения ТО автомобиль должен был обязательно приехать в пункт осмотра. Фотофиксация машины производилась в момент въезда и выезда транспорта с пункта осмотра.

Что изменилось в ТО в 2022 году

Проходить технический осмотр все так же необходимо, но не всем категориям транспорта. Согласно поправкам в Федеральный закон №494, принятый 30.12.2021 г. и вступивший в силу сразу с момента его подписания, отмена ТО для легковых автомобилей и мотоциклов действует только при условии, что таковые транспортные средства принадлежат на праве собственности физическим лицам и используются только в личных целях.

Владельцы легкового авто- и мототранспорта могут пройти ТО и получить диагностическую карту на руки по желанию. Ранее упоминалось, что добровольное прохождение техосмотра дает владельцу авто привилегии. Так, в планах было предусмотрено делать скидки на полис ОСАГО и транспортный налог, но по итогу осталась только одна. Она заключается в том, что владелец авто с действующей диагностической картой освобождается от, так называемого «ТО на обочине».

В п. 8 ст. 15 ФЗ «О техосмотре» четко определено, что сотрудники ДПС (ГИБДД) не имеют право проводить проверку технического состояния автомобиля при остановке транспорта на дороге, если есть подтверждение пройденного ТО, то есть действующая диагностическая карта. Хотя и здесь есть лазейка, которая напрочь перечеркивает привилегии диагностической карты: водителя могут остановить за разбитую фару, неработающий задний фонарь и в других случаях, когда у инспектора ДПС есть основания (подозрения) в неисправности автомобиля. В этом случае водителя не только остановят, но и заставят прекратить движение вплоть до устранения неисправностей.

Когда техосмотр обязателен?

Поправки в ФЗ «О техосмотре» и отмена ТО в 2022 году не касаются новых автомобилей и тех граждан, кто использует личный транспорт для предоставления услуг в качестве такси и в служебных целях: для них техосмотр обязателен. При этом периодичность прохождения ТО зависит от целей использования личного транспорта.

  • Если машина используется в служебных целях и старше 10 лет, техосмотр следует проходить раз в год.
  • Для личного транспорта, используемого для пассажирских перевозок или в качестве такси, возрастной ценз снижается – машины до 5 лет проходят ТО раз в год, старше 5 лет – раз в полгода.

Обязательным остается прохождение технического осмотра для грузового автотранспорта, включая автобусы, такси, машины каршеринга, личные автомобили юридических лиц.

В ряде случаев обяжут пройти технический осмотр и физических лиц с личным транспортом:

  • Покупка б/у автомобиля старше 4-х лет. При регистрации автомобиля на нового собственника, кроме основного пакета документов, необходимо предоставить диагностическую карту. Так как при оформлении полиса ОСАГО на данный момент ТО не требуется, то новоиспеченному владельцу машины нужно пройти технический осмотр и получить диагностическую карту в срочном порядке в течение 10 дней, то есть в течение того времени, которое дается новому владельцу на регистрацию автомобиля.
  • То же самое касается и продажи автомобиля, но здесь ситуация двоякая – так как старого владельца машины никто не обязывает проходить техосмотр, то он может выставить авто на продажу без диагностической карты. В обоих случаях (как при покупке, так и при продаже) продавцу и покупателю придется договариваться, кто будет проходить техосмотр.
  • Внесение существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла также является обязательным условием для прохождения техосмотра, при этом возраст транспорта не имеет значения.

Под конструктивными изменениями подразумевается установка деталей и элементов, не предусмотренных заводом-изготовителем автомобиля или мототранспорта. К таким изменениям относится тюнинг авто (изменение типа кузова, установка внешнего допоборудования), установка головного освещения с изменением класса источника света, переоборудование автомобиля, например, под нужды людей с ограниченными возможностями (инвалидов), изменения в тормозной системе или подвеске (лифт подвески или ее занижение), замена двигателя с отличными от штатного ДВС характеристиками и прочее. Просто внести изменения в автомобиль нельзя: согласно Постановлению правительства №413, все устанавливаемые детали должны быть протестированы на безопасность и иметь официальное разрешение (заключение) на установку.

Придется пройти техосмотр и в случае, если сотрудник ГИБДД визуально обнаружит признаки наличия у транспортного средства неисправностей, создающих угрозу безопасности движения.

Подобные требования касаются всех автомобилей физических лиц. Исключение: легковые прицепы, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонн (категория О1 и О2).

Штрафы за отсутствие техосмотра

Штраф за езду без диагностической карты (2000 руб.) действует уже с 1 марта 2022 года, как и планировалось Госдумой при принятии первых изменений в ФЗ «О техосмотре». Правда, попадают под него только те водители, кому положено проходить технический осмотр транспорта. Физические лица, использующие свой автомобиль только в личных целях, могут ездить без опасения получить штраф.

Во избежание двусмысленной трактовки, а также ошибок в правоприменительной практике, планируется ввести ряд уточнений в ст.12.5 КоАП, под нормы которой как раз и попадает управление транспортным средством без технического осмотра.

Страховые случаи

Еще одна ситуация, при которой желательно иметь на руках диагностическую карту – это страховой случай. Для оформления полиса ОСАГО она не требуется – это факт, но станет «страховкой» непосредственно от самих страховых компаний, если виновником ДТП признают водителя на машине без техосмотра.

Естественно страховая компания обеспечит выплату по ОСАГО пострадавшей стороне, в независимости от состояния его транспортного средства, но виновнику ДТП (собственнику машины без техосмотра) может выдвинуть в ответ регрессные требования, то есть потребует вернуть уплаченные денежные средства. Это возможно, если у страховщиков будет доказательная база, то есть подтверждение того, что авария произошла по причине технической неисправности транспортного средства – предъявить регрессный иск только на основании того, что машина без техосмотра, страховые компании не имеют права. Если же у виновника ДТП есть диагностическая карта, страховой компании не удастся предъявить регресс.

Заключение

Наличие или отсутствие диагностической карты ничего не гарантирует и не доказывает – это подтверждает статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мототранспорта с техническими неисправностями, которые при этом имеют диагностическую карту и прошли реальный, а не купленный техосмотр. Изменения в законодательстве России, отменяющие техосмотр для владельцев личного транспорта, просто значительно упростили оформление полиса ОСАГО и дали пусть небольшую, но экономию денег.

Ответственный собственник ТС следит за техническим состоянием своего автомобиля или мотоцикла, потому что понимает, что это необходимо для обеспечения безопасности движения для всех его участников, включая его самого и его пассажиров, пешеходов, велосипедистов, водителей и пассажиров других транспортных средств.

Добавить комментарий