Как сменить тормозную жидкость в автомобиле
Тормозная жидкость используется в системе с закрытым контуром, где не предполагается интенсивное трение металлических деталей, регулярный нагрев или охлаждение рабочей среды. Создается впечатление, что любые действия с ней неактуальны, если нет видимых повреждений, разгерметизации. На практике масло, как и любая смесь или состав, теряет изначальные свойства и характеристики в зависимости от температуры, интенсивности эксплуатации, нагрузок. Поэтому, важно знать, как правильно заменить тормозную жидкость и как часто выполнять эту процедуру. Рассмотрим вопрос детально, предоставив ключевые рекомендации.
Зачем нужно менять тормозную жидкость?
Необходимость замены ТЖ (тормозной жидкости) обуславливается снижением эффективности, необходимой для обеспечения работы системы, должного уровня безопасности. Чтобы в полной мере передавать усилия от педали или ручного рычага на тормоза, жидкость должна сохранять изначальную вязкость, смазывающие и антикоррозийные свойства. Потеря их возможна, если в рабочий контур попадает металлическая стружка, частички полимерных уплотнителей или другие инородные включения. Свойства материала также меняются при выходе за рамки допустимого температурного диапазона, который определяется характеристиками конкретного наименования. Минимальное значение температуры для общедоступных составов ТЖ -400С, а максимальное — +1000С. При этом порог кипения превышает +1400С.
Проверка состояния тормозной жидкости
Перед тем как заменить тормозную жидкость в автомобиле, важно ее проверить. Тестирование выполняется не реже чем один раз в год во время планового технического обслуживания. Исключение — случаи, когда проводится ремонт или машина эксплуатируется в экстремальных условиях, с высокой интенсивностью, на предельных нагрузках.
Тормозная жидкость проверяется прямо в расширительном бачке. Его расположение в подкапотном пространстве можно узнать из технической документации конкретной модели. Самый простой способ тестирования — визуальная оценка. Качественная ТЖ должна быть прозрачной, янтарного или светло-желтого цвета. Если есть примеси или осадок, материал уже не может эффективно выполнять назначенные функции. Это могут быть помутнения или темные частицы в структуре жидкости.
Приспособления для быстрого теста
Оценить уровень загрязнений можно по лакмусовой полоске. Одноразовый тестер погружается в расширительный бочок. При контакте с маслом он изменяет цвет. Сравнение полученного оттенка с таблицей описаний позволяет определить соответствие текущих свойств регламенту.
Для более качественного тестирования лучше воспользоваться специальным прибором — тестером тормозной жидкости. Это устройство позволяет проверить технические характеристики, замеряя процент влаги и загрязнений. Дешевые модели показывают три состояния: отличное, допустимое и критическое.
Процедура замены тормозной жидкости
Задумываясь над тем, как заменить тормозную жидкость нужно не забывать о важности системы. Если нет практики и знаний, лучше доверить работу профессионалам. В условиях автосервиса процесс займет до 30 минут, а при самостоятельном обслуживании потребуется времени в 2–6 раз больше. Вам понадобиться помощник, шприц, мягка прозрачная трубочка, емкость для слива старой ТЖ, ключ для откручивания спускного клапана и новая жидкость. Материал нужно использовать идентичного бренда или состава.
Процесс замены ТЖ делится на условные этапы:
- Откачайте максимум масла из расширительного бачка, используя шприц. Долейте идентичную порцию новой жидкости. Запустите двигатель автомобиля. Это нужно для работы усилителя тормозов и ускорения процесса.
- Приступайте к откачке жидкости на суппортах, предварительно поочередно вывесив и сняв колеса. Начинать нужно с механизма с самой длинной магистралью. Далее — по убыванию. Если на машине установлен механический регулятор тормозной силы, дополнительно нужно поддомкратить заднюю ось.
- Прокачайте систему, интенсивно нажимая на педаль тормоза. В этот момент старая жидкость начнет вытесняться, а новая заходить в магистраль. Важно контролировать наличие масла в бачке. После того, как начинает вытекать новая жидкость, соберите механизмы в обратном порядке. Затем приступайте к следующему колесу.
Без помощника выполнить описанную процедуру крайне сложно, так как нужно жать на педаль и одновременно контролировать несколько удаленных друг от друга точек. В условиях сервисного центра операция выполняется с использованием профессионального оборудования. Специальная установка существенно ускоряет процесс, исключая возможность попадания в систему воздуха.
Выбор тормозной жидкости
Рассматривая варианты, как сменить тормозную жидкость — самостоятельно или в техническом центре, важно уделить внимание подбору масла. Если обращаться в официальные станции обслуживания, которые работают и с гарантийными автомобилями вашего бренда, выбор можно полностью доверить специалистам. Они без лишних вопросов подберут рекомендованных производителем материал. По запросу мастер также предоставит рекомендации по замене ТЖ или другие варианты жидкости с учетом конкретных условий и специфики эксплуатации транспорта.
Какие жидкости можно заменять?
При самостоятельной замене учитывайте то, что все современные ТЖ являются совместимыми, кроме стандарта DOT-5. Он является единственным видом, который имеет силиконовую основу. Масло отличается даже по цвету — он пурпурный. При этом, каждый стандарт предлагает уникальные характеристики, в числе которых точка кипения в свежем, старом или мокром состоянии, а также вязкость. Они важны для эффективности систем отдельных автомобилей, определенных условий эксплуатации. Поэтому, большинство автопроизводителей указывает допустимые классы ТЖ. При смешивании стандартов будет сложно просчитать условия, когда материал утратит изначальные свойства. Есть также вероятность ухудшения эффективности торможения.
Если занимаетесь самостоятельным ремонтом и обслуживанием автомобиля, замена тормозной жидкости не будет сложным процессом. В других случаях лучше доверить эту операцию профессионалам автосервиса, чтобы сберечь нервы и время.