Как правильно проверить уровень масла в двигателе?
Начинающие автомобилисты нередко сталкиваются с вопросом, как правильно проверить уровень масла в двигателе? Отсутствие опыта и навыков усугубляют разные конструкции силовых агрегатов. Например, моторы новых престижных иномарок оснащаются только электронным щупом. В результате, казалось бы, простая задача превращается в сложное испытание, которое может расстроить даже уверенного в себе человека. На практике, самостоятельно проконтролировать уровень и качество смазывающей жидкости мотора довольно просто. Достаточно разобраться в элементарных особенностях процесса. Рассмотрим все по-порядку.
Правила проверки уровня масла в двигателе
Правильно проверить уровень масла в двигателе автомобиля сможет любой водитель, который поверхностно представляет конструкцию машины. Весь процесс сводится к вытягиванию из технического отверстия контрольного щупа и определению по нему объема жидкости в кратере. Перед началом измерений транспорт нужно разместить на ровной поверхности. В противном случае можно получить искаженные данные из-за банального скопления смазки в нижней точке замкнутого контура.
Важно понимать, любой визуально заметный наклон «даст» неточные показатели. Дальнейшие действия можно разделить на пять условных этапов:
1. Подготовка
Для подготовки щупа к проверке уровня понадобиться бумажная салфетка или мягкаz тряпка без ворса. Если на поверхности контрольного инструмента останутся волокна или частички другого материала, они попадут в масло, обусловив дополнительные загрязнения фильтра. Сам измерительный щуп обычно постоянно находится вставленным в контрольное отверстие. Его легко найти по красной или желтой рукоятке, но лучше предварительно посмотреть расположение в технической документации по фото.
2. Изъятие щупа
Перед измерением щуп нужно достать. Если уровень масла проверяют на горячем двигателе, нужно быть аккуратным, чтобы не обжечься при выбросе паров из отверстия в момент вытаскивания щупа. В зависимости от конструкции двигателя и производителя, для этого может понадобиться потянуть рукоятку вверх, предварительно прокрутив или деактивировав другой механизм фиксации. Метод изъятия также описывается в технической документации к машине.
3. Очистка
После извлечения щуп нужно протереть заранее подготовленным материалом. Текущее положение смазки на нем не может «показать» действительный объем. В процессе движения машины жидкость смещается по кратеру и может омывать всю часть измерительного инструмента.
4. Помещение в контрольное отверстие
Чистый маслоизмеритель нужно вставить обратно в отверстие до упора. Повторив действие, фиксирующее щуп. В некоторых конструкциях его нужно провернуть.
5. Изъятие с последующей оценкой
Изъять щуп можно через 30-60 секунд. Его нужно ставить в вертикальном положении, чтобы масло не поднялось выше действительного уровня. Кромка смазки на поверхности будет указывать на текущий объем. На щупе есть измерительная шкала, отображающая максимум и минимум. Значение фактического уровня лучше «держать» ближе к максимуму, не опуская ниже средины.
Важно помнить, что перед тем как проверить уровень масла на холодном двигателе или на прогретом, нужно изучить инструкцию конкретного силового агрегата. В техдокументации производитель указывает условия, при которых можно получить точные показатели. Они учитывают специфику особенностей мотора и смазывающего материала, рекомендованного заводом.
Последствия неверного уровня масла в двигателе
На контрольном щупе указывается текущий уровень масла в двигателе. Он отображается шкалой с минимальным и максимальным значением. Выход за допустимый диапазон в обоих случаях вызывает проблемы. Поэтому, важно строго соблюдать условия эксплуатации и требования производителя. Рассмотрим последствия для каждого варианта:
Последствия нехватки масла в двигателе
При нормальном уровне масло равномерно покрывает трущиеся внутренние поверхности, обеспечивая их взаимное смещение без деформации, сглаживая трение. Нехватку смазывающей жидкости называют «голоданием». В этот момент подвижные детали могут полностью заклинить, получив критические деформации. Больше повреждениям подвержены турбины. Как результат, нехватка масла может привести к дорогостоящему ремонту.
Последствия перелива масла в моторе
Избыток смазывающей жидкости не мене опасен, чем недостаток. Чрезмерный объем засоряет воздушный фильтр и резинотехнические изделия. Небольшие детали и датчики могут получить критическое загрязнение, перенакопление на поверхности отложений и примесей. В перспективе результат тот же — дорогостоящий ремонт.
Чтобы избежать поездок с недостаточным уровнем масла, опытные автомобилисты всегда возят с собой небольшую канистру «прозапас», вмещающую 1–2 литра смазки, соответствующей марке уже залитой жидкости. Это позволяет доливать недостающий объем при контроле, а также «спасает» в критических ситуациях, когда нарушается герметичность контура и нужно добраться до мастерской.
Когда надо проверять масло в двигателе: периодичность
Периодичность проверки уровня масла в двигателе обусловлена условиями эксплуатации автомобиля и типом мотора. Если рассматривать новые двигатели с электронным датчиком контроля, вам не придется думать о том, как проверить уровень масла в двигателе. Водителю не нужно выполнять никаких манипуляций. Система самостоятельно контролирует объем смазки и периодичность замены, напоминая о критической потере характеристик материала преждевременно. Если уровень падает до критического значения, на приборной панели высвечивается соответствующее оповещение.
В остальных двигателях, где контроль осуществляется физически, а их пока большинство, периодичность проверки отличается, в зависимости от назначения и модели автотехники. Коммерческий, грузовой, пассажирский и специальный транспорт требует ежедневной проверки перед каждым выездом на рейс. Для индивидуального автомобиля со средней интенсивностью эксплуатации достаточно одного раза в неделю. Еженедельное правило актуально, даже если машина находилась все время в гараже. При простое часто возникают утечки и разгерметизации. Проверка не займет много времени, а за игнорирование и последующее устранение последствий придется дорого заплатить.
На периодичность влияет погода?
Погода не влияет на периодичность проверки, важна только интенсивность эксплуатации. Если рассматривать разные времена года, ответ на вопрос, как проверить уровень масла в двигателе зимой, однозначный — только на холодном двигателе. При контроле нужно определять уровень, с которым мотор начинает запуск. После разогрева некоторые составы могут незначительно увеличиваться в объеме, а при охлаждении уменьшаются. Поэтому в холодное время лучше удерживать показатель в среднем значении по шкале щупа.
Правила доливки масла в двигатель
Доливать в двигатель можно масло только соответствующего типа и идентичной вязкости. Характеристики материала всегда указываются на упаковке. Если нет достоверной информации о том, какой тип используется, лучше выполнить полную замену с промывкой. Смешивание разных составов может привести к потере характеристик жидкости, образованию на рабочих поверхностях отложений.
Процесс доливки масла максимально прост:
- Подготовка. Для удобной заливки желательно подготовить небольшую воронку. Ее можно сделать из пластиковой бутылки или глянцевого листа бумаги. Предварительно осмотрите старую жидкость на предмет наличия инородных примесей в нижней точке щупа. Если они будут, лучше полностью заменить жидкость.
- Доливка. Доливать смазку лучше небольшими порциями, по 80–120 мм. Это необходимо, чтобы не перелить.
- Контроль. После доливки каждой порции нужно проверять текущий уровень. Достаточно 5 подходов.
При полной замене масла свежая жидкость сначала доливается до минимальной отметки. Затем нужно запустить двигатель и выждать 3-5 минут. За это время смазка распространиться по рабочему контуру. В этот момент погаснет контрольный индикатор давления. Потом мотор нужно остановить и долить недостающий объем до максимальной отметки.
Как правильно заливать масло — на холодную или горячую?
Заливать масло, независимо от времени года, нужно в холодный двигатель. Горячий мотор не позволит точно определить объем. Исключением могут быть ситуации, когда проблема возникла в дороге, нет времени на ожидание. При этом, нужно учитывать, что в хорошо прогретый силовой агрегат зимой следует доливать лишь небольшой объем — до 500 мм. В противном случае резкое охлаждение горячих поверхностей может привести к деформации.
Правильно заменить масло с учетом требований производителя и технологических тонкостей процесса, можно в автосервисах сети Петровский. Наши мастера готовы быстро выполнить обслуживание, предоставив гарантии на материалы и работу.